Биография За секунду до взрыва На бегу На той и этой стороне |
За секунду до взрываИз школьных тетрадей (1984-1990)Начала и концы (1990-2000)Двухтысячные (2000-2010)На бегу (2010-2018)На той и этой стороне (2019-2020) Книга «На той и этой стороне» Купить в магазинах Переводы с сербскогоРассказикиВозвращение14 октября. Дни рожденияМомо Капор и леденцовый петух ЯнычарыИншаллаПуговицаМарина…Видео |
Марина...Марина Цветаева с ранних моих лет – так получилось почти случайно, если в таком вообще бывают случайности – значила в моей жизни очень много. Сначала всего одним стихотворением, даже песней – с гибкой пластиночки. Загадочной, неправильной – и правильной одновременно. «За то, что вы больны, увы, не мной, за то, что я больна, увы не вами». Мне было пять. Я не понимала (и все-таки понимала), что значит болеть другим человеком. И что такое невстречи – понимала и не понимала одновременно. А почему «увы»? Со всеми этими вопросами я пришла к маме. И она рассказала мне про Марину Цветаеву (так у стихов появилось имя автора), про Бориса Пастернака (мама думала – так сказали ей на экскурсии – что стихи были посвящены Пастернаку). И еще она стала рассказывать мне про отца Цветаевой, который устроил Пушкинский музей – и что-то еще. А за год до этого меня первый раз отвезли в Ригу – и я мучительно пыталась разобраться в рижских родственниках и предках. И вот Марина Цветаева, Иван Владимирович Цветаев и другие Цветаевы, у которых говорила мама 9а она мне что-то с избытком явным для моего возраста нарассказывала) спутались у меня с нашими родственниками. И я как-то приняла их в свои. Потом, став старше, конечно, понимала, что – нет. И ничего даже близкого. Но в первое мгновение – все равно. Так было долго, лет до двадцати. И ничего не случится –
А другие цветы Марины пришли позже – в 12 лет. И потом Цветаева занимала все больше и больше места в моей жизни – наверное, года до 2003-го, когда, наверное, о мне уже не осталось свободного места. Или осталось слишком мало. Но меньше ее не стало. Сейчас я вспоминаю октябрь 1992-го. Неприютное Болшево, уйму яблок, «Царь-девицу» на Патриарших, - постановка мне отчаянно не понравилась, только что открывшийся музей в Борисоглебском. В том самом доме, который в июне 1984-го м с мамой так упорно искали. Маме показали дом этот все на той же экскурсии за десять с лишним лет до, она, примерно, запомнила, но не точно. А мы не знали, что Борисоглебский – это улица Писемского. Нам помогала уже охрана какого-то посольства, милиционеры, у них был справочник по Москве, потом прохожие. А потом пришел какой-то старик, спросил, что такое. «Да вот какой-то Борисоглебский ищут», - сказал молодой милиционер. «А что вам нужно?» - «Дом Марины Цветаевой», - ответила я. И старик нас отвел. Было совсем близко.
ПРАЧКА
С горем напополам,
А еще был серый двухтомник такой: в первом – стихи, во втором – проза. У меня его не было, у меня были только распечатки на листах А 4 – в папке на завязочках. Ну и уже очень многое «в голове». Но мне хотелось двухтомник – страстно, мучительно. Мне было уже 14, а потом 15. Двухтомник этот был у Маркиного папы – дяди Юлия, Юлия Наумовича. У него чего только не было! И он мне все давал читать (ну, почти все). Но я хотела свою Цветаеву. Такой двухтомник был в соседнем букинисте. Но стоил он какие-то совершенно непомерные, кажется, 85 рублей (при себестоимости, наверное, в трешку). Тут даже и мечтать было нельзя. Первая моя Цветаева (книга) появилась у меня в 1988, мне было 16, я оканчивала 9 класс. Ее мне привезли наши квартиранты из Усть-Каменогорска. Мы сдавали комнату (чтобы выплатить долг, образовавшийся при переезде из нашей коммуналки) командировочным с завода в Усть-Каменогорске. С некоторыми довольно много общались. И вот, кто-то из них, зная мою мечту, привез мне эту голубенькую книжечку Марина Цветаева «Стихотворения и поэмы», издательство «Жалын», Алма-Ата. Но у меня к тому времени была и еще одна Цветаева, ее мне подарили как раз на 16-летие (ну, чуть позже 7 ноября 1987-го). Тоже командировочный – только не из Казахстана, а из Киева. Он приезжал по каким-то своим инженерным делам в Москву, в ЦНИИКА – и они работали вместе с мамой. Его фамилии была Каминский, он оказался самодеятельным художником – и мама попросила у него портрет Цветаевой. Для меня. Он нарисовал – ну, понятно, что с фотографии, понятно, что художник самодеятельный. Но что-то в этом портрете есть, что-то он поймал. Марина и сегодня глядит с него сквозь меня – что ей на меня-то? Вторая «моя» цветаевская книжка была куплена в 1990-м. Избранное. Я увидела ее в соседнем с домом, гольяновском нашем, книжном. Она стоила 1 руб 80 коп. У меня быль рупь бумажкой и куча мелочи в кармане. Когда я пересчитывала эту мелочь (хватит – нет?!), руки мои тряслись, лицо горело. Хватило – буквально копейка в копейку. Потом было много всего – и книг тоже. Но помнится – это. А вот стихов, посвященных Марине (своих) у меня только два. Одно написано в 15, другое в 16. Потом было еще одно. Только оно не «посвящено», но выросло из всех этой моей «цветаевщины». Это сложно объяснить, и коли не скажешь, что вот – так, и не поймут. Да и скажешь, наверное, не поймут.
Ну а если ни стихов, ни песен,
|
© Фонд Екатерины Польгуевой, 2020-2022 | о проекте карта сайта |