Биография За секунду до взрыва На бегу На той и этой стороне |
За секунду до взрываИз школьных тетрадей (1984-1990)Начала и концы (1990-2000)Двухтысячные (2000-2010)На бегу (2010-2018)На той и этой стороне (2019-2020) Книга «На той и этой стороне» Купить в магазинах Переводы с сербскогоРассказикиВидео |
Екатерина Польгуева. Школьные дневникиМальчишки из «девчачьего» классаОпубликовано 14 февраля 2014 года Уж кем-кем, а трусихой наша Людмила Лексина – Люся, - никак не была. И не переименовывал ее никто: и Люсей звали, и Людой (и ребята, и учителя), как кому нравилось. Я, что понятно, исключительно Люсей. Была она не такая, как другие. Эти другие или сразу почувствовали себя на своем месте, или осторожничали – притирались, пристраивались, присматривались. А Люська рвалась навстречу новой жизни без страха, с отрытой душой, но чувствовалась в ней какая-то тревожность, что ли. Вдруг не примут? Вдруг оттолкнут? Этим – открытой душой – она была похожа на меня. Но в ней чувствовалось больше уязвимости. Может, мне захотелось ее защитить? Была во мне такая жилка. А потом получилось, что никого защищать не надо – можно просто быть рядом, общаться, дружить. Да, что касается формы. В первые недели я была «синей вороной» среди «коричневых». С 8 класса девочки носили не форменные школьные платья, а синие юбки с жакетами. Нашим родителям сказали, что можно и с 7-го. Так что я пришла в синей форме, купленной в эстонском городе Валга. А девочки из других школ этого не знали – и пришли еще в платьях. Но через месяц-другой «синих» стало появляется все больше и больше. Вы спросите, почему я начала с девочек, а не с мальчиков? Причина проста. Я уже писала, что лет до 12 дружила исключительно с мальчишками. А в последний год начала чувствовать свое женское естество и обижаться, когда ребята ко мне относились исключительно, как к своему парню. Вот и хотелось сойтись, прежде всего, с девочками. К тому же наш 7-В был уникален еще по одному параметру. Пожалуй, в школе не было в «нашу эпоху» такого девчачьего класса. Всего на две-три девочки меньше, чем мальчиков. Например, в нашем «б» классе количество учеников с 1 по 6-й менялось от 40 до 46 человек (потому нескольким и разрешили перейти в наборный, чтобы немного разгрузить класс), а девочек из них – от 11 до 15. Я думаю, это важный фактор. Как-то, кажется, когда мы отмечали 15-летие окончания школы, Андрей Георгиевич сказал, что мы до сих пор общаемся не только потому, что сохранили общность интересов, но и потому, что было в классе много девочек, а они лучшие объединители и организаторы. По мне, так он прав!
Итак, кроме «старичков» и уже знакомого мне Женьки – кто вспоминается мне по тем дням? Прежде всего, Максим Шестаков и Даниэль Либерзон. Они как-то сразу оказались за одной партой. Данька – маленький, быстрый, красивый. Ох, какие у него ресницы. Позже Наташа Хазова подкалывала его: «Данечка, подари мне свои ресницы!». Но вообще-то Даня – язва такая, сам мог, кого угодно подколоть. Был этот малыш ко всему прочему жутко, до безобразие умный. Помню и его почерк, ясный, взрослый, ни единой ошибки. Не чета моим корявым буквицам. Какое-то упражнение школьной утренней зарядки (помните такое дело, ее транслировали по школьному радио – и не дай бог опоздать к 8:15) совершалось под мелодию, которую я хорошо помню, но напеть по фесбуку не могу. И мы пели на эту музыку: Давай покрасим Либерзона в рыжий (вариант – синий) цвет. Но это было уже в 8 классе. А Макс Шестаков показался мне чересчур высокомерным. Впрочем, имел право – он тоже был безумно умным. Юрик Хохлов. Его сразу же так и стали звать – Юрик. Маленький, но в отличие от Даньки, кругловатый, не язва, зато боевой и шумный. Даже скандальный. Миша Мошенский и Славик Попов – длиннющие, попробуй, не заметить и не запомни! Игорь Подобедов и Антон Целовальников – какие чудные фамилии! А какие они сами, как и Миша со Славой – да кто ж их пока знает? Леша Ижмяков выглядел едва ли не самым страшим, хоть был и не такой высокий, как Слава и Миша. Как и Лёнька Берман, уже малец басил. Школьная курточка смотрелось на нем косо и неуместно. Пионерских галстук – еще более неуместно. Он буквально на всех уроках говорил умные вещи и задавал сложные вопросы с учеными словами. Однажды, выслушав такой вопрос то ли на алгебре, то ли на геометрии, Андрей Георгиевич сказал:
Андрей Георгиевич неоднократно посылал многих из нас за «сингулятором», пока мы не привыкли не использовать «умных слов», значение которых понимали смутно. Мы-то казались себе от этого умнее, а на самом деле выглядели дурачками-повторюшками, не умеющими думать своей головой. Впрочем, привыкли быстро. А еще Марк Цирик. Его я могла бы поначалу просто не заметить, потому что он был очень спокойный. И знаете, может, так оно даже и было. Может, эта история случилась позже, к весне – не поручусь за точность. Но в моей памяти она осталась в начале учебного года. К выдержанному интеллигентному, совершенно не скандальному Марику прицепилась Евдокия Львовна Гирович. Наша знаменитая, вечная, незабвенная Дуся, Евдоха – грозный завуч школы со дня ее основания (то есть завуч-то не со дня основания, но работала в 444 – с первого ее дня). К Марику беспричинно вечно кто-то или что-то «цеплялось». Химию Евдокия Львовна у нас не вела – и где и как она наткнулась на тихого Марика, может рассказать, наверное, только сам Марик. Она прицепилась к его прическе: мол, кудри слишком длинные. Хотя вообще не помню, чтобы в наши времена кто-то в 444 школе цеплялся к прическам. Вот легенды об этом из былых времен – знаю. А еще, когда мы учились классе в 3-м, один парень, из другого мира – он был уже в 9-м, после летних каникул пришел с бородой. Мало у кого в неполных 16 вырастет борода. А у этого выросла (мы бегали на него посмотреть, еще бы – такая достопримечательность). И вот Евдокия Львовна, а еще классный руководитель, другие учителя и члены школьной администрации, требовали, чтобы он немедленно сбрил бороду. Потому что безобразие – ученик с бородой! Нарушение порядка и всех правил!
В конце концов, отчаявшись, учителя от него отстали. Да и вообще всем надоела его борода. Наверное, и ему самому. Скоро он стал самым обыкновенным мальчишкой, без бороды. Но у 13-летнего Марика-то никакой бороды не было. И волосы – самые обычные мальчишечьи вихры. Чего Дусе не понравилось? Она все требовала, чтобы он постригся к завтрашнему дню. А Марик приходил в школу такой же, как накануне. Как-то Евдокия Львовна вошла в 41-й, где у нас была история, увидела нестриженного Марика, дала ему рубль – и услала стричься немедленно. Марик рубль взял, ушел, а на утро был все такой же. Сказал, что на рубль купил себе всяких вкусностей. Чем дело кончилось, я не помню. Нет, рано или поздно, он, конечно, постригся, это очевидно. Следующая страница: Десятиклассники
|
© Фонд Екатерины Польгуевой, 2020-2022 | о проекте карта сайта |