Биография За секунду до взрыва На бегу На той и этой стороне |
За секунду до взрываИз школьных тетрадей (1984-1990)Начала и концы (1990-2000)«Не называй по имени беду...»«Прощай, мое ласковое солнце...»«Давай увидимся. Пусть будет все не так...»Отец«Отголоски детских снов». Поэтическая тетрадь«Юный человек». Поэтическая тетрадь«Рига». Поэтическая тетрадь«Возвращение». Поэтическая тетрадь«Хмурый город». Поэтическая тетрадь «От октября до октября». Поэтическая тетрадь «В плену звенящих слов». Поэтическая тетрадь«Здравствуй, брат!». Поэтическая тетрадь «Фонарь на ветру». Поэтическая тетрадь Двухтысячные (2000-2010)На бегу (2010-2018)На той и этой стороне (2019-2020) Книга «На той и этой стороне» Купить в магазинах Переводы с сербскогоРассказикиВидео |
Екатерина Польгуева. Школьные дневникиСвободолюбие МцыриОпубликовано 8 марта 2014 года И вот, я должна писать о Мцыри. Представляете, в каком я нервном состоянии? Я настолько взбудоражена, что даже делаю ошибки, совершенно не свойственные мне. Да я таких и во втором классе уже не делала! Но чтобы не быть голословной, просто воспроизведу это сочинение. Со всеми ошибками. Пятое декабря. Сочинение-рассуждение. Свободолюбие Мцыри. Волею судеб попал дитя вольнолюбивого, смелого народа в глухой монастырь вдали от своей родины. Еще будучи ребенком не мог он примириться со своей участью.
Но в нем мучительный недуг
Выхоженный монахом, он был оставлен в монастыре, и облачился в монашеские одежды. Но под церковными рясами скрывалась бунтарская душа, душа мечтателя, человека, который выше всего ставит свободу, жизнь, прожитую в тревогах и борьбе.
Я мало жил, и жил в плену.
Мцыри совершает побег из монастыря. Он живет тайной, может быть безумной надеждой вернуться на родину, встретиться с людьми, близкими ему по духу. Он мечтает полюбить. Его мечты рушатЬся. Неведомая сила приводит его обратно к монастырю. Это убивает впечатлительного, мечтательного юношу. Но три дня, проведенные на свободе, стоят всей остальной его жизни, а может быть и жизней тех слепых и бесчувственных людей, которым не знакомо пьянящее чувство свободы, которые боятся бури и грозы. В эти три дня Мцыри живет наполненной жизнью. Он наслаждается свободой, неизвестной ему ранее, но о которой он столько мечтал. Он борется. Борется с темным лесом, преграждающим ему дорогу на родину, с горным барсом, вставшим у него на пути. По жилам Мцыри течет кровь бунтаря, человека, который не примирится со своей судьбой. Я восхищена молодым человеком, образ которого создал в своем произведении Лермонтов. Восхищена его тягой к свободе и полноценной жизни, его борьбой за мечту, непримиримостью к своему безрадостному существованию. Даже за стенами монастыря он остается вольнолюбивым человеком, бунтарем и мечтателем». Итак, последняя точка поставлена – и я в отчаянии. Написанное даже не бледная тень – нет, это какая-то насмешка над тем, что я чувствую, что хотела выразить. Ну почему, почему у меня не нашлось нужных слов? Мне стыдно, мне горько, я не в силах заставить себя перечитать текст (хотя бы для того, чтобы поправить ошибки). Почему-то кажется, что я предала и Мцыри, и саму себя. Страница закончилась. И тогда – с нового абзаца и с новой страницы я пишу в школьной тетрадке следующее:
«Я не понимаю, зачем писать такие сочинения. Ведь Лермонтов уже написал о свободолюбии Мцыри. Зачем же повторять чужие мысли, да еще в сто раз хуже, чем они выражены в поэме?
И вот теперь, сделав такую приписку, я испытываю настоящее облегчение. Значит, все-таки не предательница. И безмятежно сдаю работу. Мне безразлично, что будет дальше.
А вот что было дальше. Урок истории, 41 кабинет. В класс врывается, да, именно врывается, Ирина Николаевна. Она взмылена, она задыхается от возмущения, в руках у нее тоненькая зеленая тетрадка. Моя. И она, конечно, по мою душу:
Ольга Фёдоровна укоризненно качает головой и жалостливо вздыхает. Может быть, ей жалко именно меня. А, возможно, она хотела вызвать меня к доске, а тут такое. В следующий момент я в кабинете завуча. Благо, он соседний. Здесь же почему-то учительница пения. Бог знает почему – не учительская же! Я бы вообще не вспомнила о существовании этой учительницы, если бы опять-таки без меня примерный 7-В не накуролесил (и что такое вы умудрились учудить, а главное – зачем???) и не сорвал урок пения. В наказание классу устроили контрольную И это как раз уже со мной, ни сном, ни духом ни в чем не виноватой и вообще не ведающей про контрольную по пению (идиотизм какой-то!). Другие-то подготовились. К тому же 20 человек из 36 у нас, так или иначе, занимались музыкой. Многие в музыкальных школах, так что народ просто прихватил свои тетрадки по музлитературе. Кто-то, кажется Люся, поделился со мной своей тетрадкой. И я все списала. Вот только надо было написать биографию Шуберта, а я списала биографию Шумана (или наоборот). Оба на «ш» - и я, как человек музыкально неграмотный и лишенный слуха, перепутала. Поняла это, когда уже сдала работу. Если честно, мне было пофиг. И вот Ирина Николаевна кричит на меня за приписку к сочинению. Я не помню точных ее слов, конечно же. Да и не было точных, почему-то приписка так возмутила ее, так выбила из колеи, что она не могла договорить до конца ни одного предложения:
Теперь уже навсегда безымянная училка пения поддакивает. Потом находит в своей сумке мою контрольную, где Шуман перепутан с Шубертом. И они уже на два голоса причитают о том, куда катится мир, какая невежественная современная молодежь. Безымянная училка ставит под моей работой «2». А Ирина Николаевна с пристрастием перечитывает приписку, зачем-то обводит и так стоящую запятую, добавляет пропущенную. И в сердцах, аж ручка впивается в бумагу, исправляет частницу «ни» на «не». Со словами:
После этого выводит в тетради 4/3 и отправляет меня обратно на урок с требованием обдумать свое поведение.
Именно из-за этого правильного «ни», исправленного на неправильное «не», моя мама долго не могла относиться к Ирине Николаевне всерьез. Я, кстати, ни тогда, ни сейчас не могу понять, почему эта моя в общем-то вполне невинная и психологически объяснимая выходка вызвала у Ирины Николаевны такой гнев. Забегая вперед – через год я стану ее любимой ученицей (одной из, если совсем точно). Но как раз перед этим в сердцах назову ее «дурой». Но об этом в свое время. Наверное, надо завершить и историю с пением. Та контрольная была последним нашим уроком по пению (официально урок назывался «музыка») в школьной жизни. Во втором полугодии и восьмом классе такой бессмыслицей нас уже не грузили. За контрольную очень многие получили «двойки» и «тройки» - так что когда в 8 классе нам выставляли оценки в свидетельство об окончании неполной средней школы, я немного переживала: как там будет с «музыкой»? Но зря переживала: всем поставили «5»… Следующая страница: Расслышать будущее...
|
© Фонд Екатерины Польгуевой, 2020-2022 | о проекте карта сайта |