Биография За секунду до взрыва На бегу На той и этой стороне |
За секунду до взрываИз школьных тетрадей (1984-1990)Начала и концы (1990-2000)«Не называй по имени беду...»«Прощай, мое ласковое солнце...»«Давай увидимся. Пусть будет все не так...»Отец«Отголоски детских снов». Поэтическая тетрадь«Юный человек». Поэтическая тетрадь«Рига». Поэтическая тетрадь«Возвращение». Поэтическая тетрадь«Хмурый город». Поэтическая тетрадь «От октября до октября». Поэтическая тетрадь «В плену звенящих слов». Поэтическая тетрадь«Здравствуй, брат!». Поэтическая тетрадь «Фонарь на ветру». Поэтическая тетрадь Двухтысячные (2000-2010)На бегу (2010-2018)На той и этой стороне (2019-2020) Книга «На той и этой стороне» Купить в магазинах Переводы с сербскогоРассказикиВидео |
Екатерина Польгуева. Школьные дневникиПро ОлюОпубликовано 23 марта 2014 года Ничто так не меняет жизнь и одновременно не делает ее неизменной, как смерть, особенно – смерть безвременная. Еще вчера, еще час назад столько всего было возможно: написать, позвонить, встретиться, объяснить, поругаться, помириться, посмеяться или просто помолчать вместе. Или даже хотя бы попредполагать, что совсем скоро все это – или хотя бы что-нибудь из этого списка-перечня отложенных дел ты совершишь. И вот все отложенное оказывается отложенным навсегда. Совсем недавно я вспоминала в своих ШКОЛЬНЫХ ДНЕВНИКАХ о том, как первый раз переступила порог 7-В, пыталась хоть слово, хоть предложение сказать, пусть не обо всех, но о девчонках – уж точно. И ни слова не написала об Оле Зайковой. Сначала сама не заметила, что так. Потом спохватилась – и засмущалась. Потом смущаться перестала. Потому что тогда, в первые вэшные дни, я действительно не помню Олю. Зато, спустя год, она в моей школьной (и не только) жизни значила очень даже много. «Вот доберусь до восьмого класса, тогда и будет», - подумала я. И все прочитают, кто, конечно, захочет. И Оля тоже. А, может быть, не только прочитает, но и уточнит подробности – или опишет их так, как запомнила она. Ведь каждый запоминает по-своему. Сколько людей – столько и миров в нашем общем прошлом. Не прочитает, не уточнит, не напомнит. Олин мир закрылся, ушел в запределье, в неведомое нам измерение. Но остались наши миры, в которых есть и она. Теперь уже совершенно неважно, напишу я об Оле сейчас – или позже, когда это предполагалось по хронологии. Но я собью хронологию. И напишу сейчас. Потому что это все-таки важно. По крайней мере, для меня… Неудивительно, что я не запомнила Олю с первого взгляда. И не удивительно, что не отметила на первых дневниковых страничках, посвященных 7-В. Я вот и сейчас ищу – и не могу найти подходящего слова для ее точной характеристики. Первое, которое подворачивается под руку, - «тихая». Но далеко не всегда первое – самое точное. А, тут, скорее, наоборот. Когда говоришь про человека «тихий», представляется или такой робкий, стеснительный, мягкий (а тут еще и прозвище от фамилии – Зайчик), или замкнутый – что-то типа: в тихом омуте черти водятся. Оля же, по моим представлениям, ни мягкой, ни робкой, ни стеснительной не была. Замкнутой, ну или, скорее, закрытой – да. Особенно на фоне большинства из нас – вольных или невольных выпендрежников , холериков-сангвиников, из которых пер темперамент ли, эгоцентризм ли. А иногда просто желание обратить на себя внимание – от беззащитности, что ли. Иногда мне кажется, что Оля защищалась как раз по-другому – этой самой закрытостью. Она сразу подружилась с Люськой. И до ноября – декабря восьмого класса, кроме этого, я сказать про нее ничего не могла. Даже не помню, ездила ли она с нами в Бояркино в 1986 году… Но где-то во второй четверти восьмого класса Ирина Николаевна решила провести очередной эксперимент – и приучить нас работать парами, для коллективизма, которого нам, на ее взгляд, очень не хватало. Совершенно не помню, в чем заключалась работа парами, и каким образом мы проявляли коллективизм. Но на уроках литературы (именно литературы, на русском этого не было) она всех нас пересадила. И я оказалась рядом с Олей Зайковой. Я в первом полугодии 1986/1987 учебного года была этаким необитаемым островом. Нет, скорее, не так – каким там островом, утлой лодчонкой, отчалившей от всех берегов – и не знавшей, куда прибиться. Мои десятиклассники, в том числе Антон и Ольга, поступили в институты – и ушли во взрослую жизнь. Людмила Фёдоровна, с которой я так подружилась в конце 7 класса, перешла работать в другую школу. Мы переехали на новую квартиру, а я, как кошка, привязываюсь к стенам, к дому. И вот зачастую после уроков, вместо того, чтобы ехать на Щелковскую, а потом на автобусе до совершенно чужого и ненавистного Гольянова – я шла к своему прежнему дому и с тоской (и тут уж, наверное, не кошачьей, а собачей) смотрела «на знакомые окна, которые стали чужими». Могла час смотреть, могла – два… К тому же на первую парту, к Оле Васильевой, с которой я сидела в прошлом году, посадили Леню Шубова – из-за плохого зрения. Так что я и здесь неприкаянно бродила по классу: то туда, то сюда. Пока более или менее не обжилась за партой с Катькой Атанасян (предпоследняя в ряду у двери, за последней никто не сидел). И кто бы могу подумать: с Катькой сидеть оказалось совсем неплохо. Хотя я эгоистично была занята только своим одиночеством и своими стихами. Впрочем, не только своими, но и чужими, которые, как большой самодельный том Мандельштама (Марка принесла мне его прямо в школу от Юлия Наумовича), - я читала на контрольной по алгебре. (Но об этом в свое время.) А еще я ждала воскресений. По воскресеньям я ходила к своим взрослым друзьям на Преображенку, где мы занимались реставрацией, а по существу – восстановлением старообрядческого храма. Но не только, конечно, этим. На Преображенку меня еще в сентябре привела Ольга Кудрина, почувствовав это мое отчаянное одиночество. И жизнь стала заполняться слишком многим: новыми знакомствами и новой любовью. Не такой простой и ясной, как к Антошке Шарову. Неизвестной мне историей, которой не было в учебниках, и политикой оказавшейся куда сложнее, чем школьная или артековская политинформация. Новыми книгами и совсем не книжными событиями. Все это с трудом помещалось во мне, а делиться с другими было страшно и сложно. Я и не делилась. Разве что только с Маркой. Но Марка – это Марка. Не делилась и с Олей Зайковой, с которой нас за одной партой (вторая в среднем ряду, за первой сначала сидела Люська, потом куда-то пересела – и не было никого), пусть только и на литературе, свел эксперимент Ирины Николаевны. Только Оля как-то сама до всего доходила, своими молчаливыми путями. Другие не доходили, а она – доходила. Как-то она принесла два абонемента на лекции по истории церковной архитектуры, которые проводились, как гласила надпись: «В колокольне бывшего Знаменского собора на улице Разина». Понятия не имею, откуда Оля взяла их, даже не думала, что она таким увлекается. -Пойдем? - спросила Оля. -Конечно! Только знаешь, пусть будет не улица Разина, пусть будет Варварка – мы с друзьями так говорим. Я тогда даже не понимала, искренне не понимала, что в таких замечаниях тоже был выпендреж своего рода: мол, я – из когорты посвященных. Понимала, или нет, это Оля – кто же теперь скажет, но на нее мой выпендреж как-то не действовал. Она сама была стопроцентная не-показушница. В конце 8 класса Марка несколько раз готовилась вместе с Олей к экзаменам – у той дома. И выяснилось, что у них есть видеомагнитофон, другая какая-то техника, редкая тогда в семьях. Вроде бы родители Оли работали за рубежом, Оля тоже прожила с ними там несколько лет. Но никогда об этом не упоминала, ей в голову не приходило хвастаться. Имеется в виду даже не магнитофонами (это уж совсем не в нашем духе было), но тем, что видела и знает такое, чего другие не видели и не знают. Помню только, в связи как раз с архитектурой, она подробно описывала мне потрясшую в детстве ее воображение церковку в той самой, латиноамериканской, кажется, стране, где жила с родителями. Но… Я опять-таки слишком была занята собой.
…А после одной из лекций в колокольне Знаменского собора, поздним морозным вечером, очень ясным – и очень синим – мы не спеша шли к метро. Переулками. Одна из подворотен так и манила, чтобы забыть прямую дорогу, отложить метро минут хотя бы на пять.
И вот снежный кривой переулок, фонарь обычный – и фонарь необычный, скрипучий, старинный, каких просто не может быть в Москве, во второй половине 80-х годов 20 века. Мерцающий свет, будто бы это и не электричество вовсе. Тишина – и сквозь тишину голоса. Нездешние, пугающие, чужие и одновременно притягивающие. Приближающиеся, хотя вокруг – никого. Невозможно поверить, что буквально в трех шагах – Красная площадь, в пяти - шумный столичный центр. Или все же Москва, но в другом времени, в другой эпохе? Мы будто примерзли подошвами к снегу, заблудившись во временах и пространствах. И вдруг мне стало невыносимо, отчаянно жутко: Так, молча, и бежали до самой Площади Революции. Даже спустя дни, не обмолвились и словом о том временном провале – в прошлое или в вечность, в который вдруг угодили. Я думаю, этот февральский вечер где-то, в неведом нам пространстве, до сих пор длится, и мы, 15-летние, всё стоим на пороге тайны и постижения времени… Я тогда попробовала описать это ощущение. И вот что получилось.
Старый город, 5 февраля 1987 Я не знаю, как гром может быть горьким. И даже хотела схитрить – и поменять сейчас это слово. Но потом подумала – нельзя. Потому что, как бы то ни было, а гром был именно горьким… На уроках литературы я заметила, что Оля записывает что-то на выдранные из тетрадки листы. Присмотрелась – стихи. Отнеслась я к этому с мучительной ревностью. Мало того, что Люська, кажется, начала писать стихи (тогда она мне их еще не показывала, но догадаться-то можно!), а тут – на тебе, еще и Оля Зайкова. Мне же хотелось быть единственной и неповторимой. Сейчас рассказывать об этом смешно и стыдно, но раз честно – значит честно. Но оказалось, Оля записывает не свои стихи. Некоторые по памяти, некоторые списывает из книг. Помню, больше всего было Лермонтова. Вы понимаете, Лермонтова! Потом она прикнопливала их к дверям (со внутренней стороны) нашего 44 кабинета. Вы помните? И в 9 классе тоже! Кнопки, или что там было, кстати, не держали. Но как-то и с этим разобрались. Что касается Лермонтова, мы вместе очень любили Печорина (почему-то девчонки в таком возрасте сплошь и рядом влюбляются в этого хлыща). Сразу после майских праздников было назначено сочинение по «Герою нашего времени» (какое-то, если мне не изменяет память, запоздалое, потому что у Ирины Николаевны, как всегда, что-то приключилось). А Оля с родителями уехала на все эти дни, отпросившись. Кажется, кататься на горных лыжах… На сочинении я сидела одна и почему-то злилась на Олю, что она бросила, ради лыж, нашего Печорина. Но, наверное, я просто завидовала, что ей можно не ходить в школу… А про стихи – она попросила записывать и меня – мои любимые. Сказала: - Ты больше меня знаешь. Больше всех, наверное, знаешь. И я записывала. Цветаеву, Пастернака, Пушкина, Лермонтова, Некрасова... А Оля переписывала, потому что почерк, как известно, у меня скверный и неразборчивый. Не вывешивать же такое! Из тех стихов, что записала, наверняка помню два
Марина ЦВЕТАЕВА:
И вот это,
И тополя уходят, Тополя, так остро пахнущие весенними вечерами, ушли навсегда. Но прошлое осталось с нами. И крохотное, на ладони, сердечко … ПС. Школьных фотографий у меня очень мало вообще. А с Олей и вовсе нету…
Следующая страница: Новогодья
|
© Фонд Екатерины Польгуевой, 2020-2022 | о проекте карта сайта |