Биография За секунду до взрыва На бегу На той и этой стороне |
За секунду до взрываИз школьных тетрадей (1984-1990)Начала и концы (1990-2000)«Не называй по имени беду...»«Прощай, мое ласковое солнце...»«Давай увидимся. Пусть будет все не так...»Отец«Отголоски детских снов». Поэтическая тетрадь«Юный человек». Поэтическая тетрадь«Рига». Поэтическая тетрадь«Возвращение». Поэтическая тетрадь«Хмурый город». Поэтическая тетрадь «От октября до октября». Поэтическая тетрадь «В плену звенящих слов». Поэтическая тетрадь«Здравствуй, брат!». Поэтическая тетрадь «Фонарь на ветру». Поэтическая тетрадь Двухтысячные (2000-2010)На бегу (2010-2018)На той и этой стороне (2019-2020) Книга «На той и этой стороне» Купить в магазинах Переводы с сербскогоРассказикиВидео |
Екатерина Польгуева. Школьные дневникиМатематическая олимпиадаОпубликовано 4 января 2015 года Любое чудо – с чего я и начинала – блекнет. И каникулы заканчиваются. Мне было так грустно, так грустно, что в последний день каникул мама даже взяла отгул на работе, чтобы провести его со мной. Конец декабря 1982-го был оттепельный и клеклый, а тут подморозило – и снега навалило. Мы пошли гулять в «дальний лес», за окружную дорогу - и обнаружили там недавно сломленную то ли тяжестью выпавшего снега, то ли ветром, то ли кем-то еще и подрубленную – огромную ель. С шишками, с иссиня-зелеными плотными-плотными, толстыми-толстыми иглами. Обломали целый букетище веток, принесли домой. Тут же разрядили и выкинули за окошко нашу и без того уже потерявшую вид елочку, которая на фоне принесенных ветвей казалась и вовсе жалкой. Нарядили ветви-ветвищи шарами и расставили в вазы по комнатам. Так они у нас до конца марта и простояли. Могли бы и дольше. Но куда уж? И это все тоже было похоже на чудо. Но уже грустное чудо, с горечью концов-расставаний. А еще очень не хотелось в школу. Очень-очень. Потому что по традиции в первый день после зимних каникул проводилась школьная математическая олимпиада. Ну и, понятное дело, я боялась не справиться. Даже кошмары мне ночью снились, в которых новогодние гномики превратились в злобных бородатых монстров. А потом оказалось, что школьная математическая олимпиада в первый день после зимних каникул – это просто замечательно. Ведь никаких других уроков: одна только олимпиада. 4-5-е классы писали ее четыре урока, 6-7-е – пять, 8 – 10-е – все шесть. Олимпиада – это ведь тоже что-то необычное, отгадывание загадок, раскрытие тайн, а не обычная школьная рутина. Вроде как продолжение новогодних чудес, а не первый день самой бесконечной третьей четверти. А следующий день учебы – он уже все равно второй, а второй – это уже гораздо легче, чем первый! Но в 4 классе я всего этого еще не знала – и потому боялась. Как выяснилось, боялась совершенно напрасно. Олимпиаду я написала хорошо, по баллам была среди тех, кто занял второе место. Не решила только одну задачу – первую и самую простую. Даже помню условие: «Книга сначала подешевела на 50%, а потом подорожала на 50%. Какова окончательная цена книги по сравнению с первоначальной?». Я написала «такая же». Ну, мне было еще немножко простительно, потому что у меня в 4 классе не ладилось с процентами – какой-то против них был психологический, что ли, блок. К следующему учебному году я без всяких дополнительных занятий «процентные проблемы» переросла. (Потом я часто встречала нечто подобное у своих маленьких учеников, некоторым из которых до процентов надо было просто «дорасти»).
Но практически все ученики 4-б и 4-а сделали аналогичную ошибку. Кроме Лариски Питерской и Кости Мытника. Ну, может, кто еще не учудил такую же глупость.
Двоечник Сашка Горбунов эту задачку, естественно, тоже не решил. Что ему, делать, что ли, больше нечего – задачи решать! И совершенно, выражаясь сегодняшним языком, не парился по этому поводу. Надо сказать, и я не парилась, несмотря на то, что неприятно было разочаровывать Елену Львовну. Но как же мне понравилось решать школьные олимпиады! Всё понравилось. Класс разделили – и посадили нас со старшеклассниками (кажется, из 9-го). Делалось это для того, чтобы народ не списывал, ибо олимпиадные задачки были в одном варианте. Но здесь была другая опасность. Старшие вечно норовили помочь мелким. Особенно те, кто со своими задачами справлялся не очень – видимо, для повышения самооценки. Тут, правда, тоже были свои подводные камни, а именно вероятность не повысить, а понизить эту самооценку. Ведь есть такие задачки для четвертого класса, которые и не всякий взрослый, не чуждый математике, решит. Но я от любой помощи на олимпиадах (в отличие от контрольных, начиная класса с 8-го) категорически отказывалась. А потому и позже, когда была уже в категории старших, не оскорбляла такими предложениями помощи тех, кто младше. Звонки на уроки-перемены а день олимпаиды, кажется, звенели. Но самих перемен и уроков не было, и потому все запутывалось. Распутывал этот клубок Яков Самойлович (и сколько себя на школьных олимпиадах помню, всегда он и только он) в радиоузле, когда собственноручно, то есть собственноголосо объявлял: - Внимание, дежурные 5-Б, пройдите с«питательными бумажками в столовую. Внимание, дежурные 7-в пройдите с питательными бумажками… Питательными бумажками, естественно никто не питался. На них значилось, сколько и каких порций накрывать на школьные завтраки (которые, кстати, бесплатными не были, точнее, были только для некоторых – и стоили чуть меньше 6 рублей в месяц на человека, начиная с 4 класса, в начальной школе подешевле). Выглядели «питательные бумажки», если кто запамятовал, примерно так: «7-В, 11 января. 32+4 диеты». И подпись учителя, с урока которого уходили накрывать на стол дежурные. И между прочим, 11 января 1986 года, когда большинство учеников 7-В класса в первый раз решали школьную олимпиаду 444-й (а некоторые, в том числе и я, делали это уже в четвертый раз) было субботой. То есть первый день четверти – олимпиада. А потом сразу воскресенье – вообще класс! В общем, настроение у меня было превосходное. Еще лучше оно стало, когда я решила четыре задачи из пяти. У меня было такое свойство – и ни разу за всю школьную жизнь оно меня не обмануло: объективности, что ли. В общем, если я говорила, что сделала на контрольной ли, на олимпиаде ли три задания полностью, то за все эти три задания я всегда получала чистые плюсы. Многие же, утверждавшие, что решили все, - потом получали «пары» и «трояки», так как задания, казавшиеся им решенными, не защитывались. Вот и тогда многие твердили, что сделали все пять задач. А в итоге только я и еще Костик Мытник из 7-А получили по 4 балла. 5 баллов не получил никто из параллели – даже Люся Лексина, даже Оля Васильева, Даня Либерзон и Макс Шестаков. Не знаю, как мне удалось. Это, пожалуй, было мое высшее – и последнее формальное достижение – на олимпиадах. Никогда больше всех вышеперечисленных, а также и целый ряд не перечисленных, мне обскакать по математике не удавалось. А тут вдруг – единственный раз в жизни – удалось. Можно сказать: «случайно». Только не совсем. Ведь именно в тот день я чуть ли не в последний раз в жизни ТАК остро испытала вдохновение и наслаждение, связанное с решением математических задач. (И потом, даже во взрослом уже состоянии, нечто подобное случалось, но было лишь бледной тенью тех эмоций). Сразу двух задач. Одна задача была – с параметрами, связанная с количеством корней квадратного уравнения. На первый взгляд, сразу было понятно, как ее решать. Но получались такие нудные, такие неприятные алгебраические преобразования, что мне стало скучно и противно их делать. И вдруг я вспомнила слова своей хорошей приятельницы из 10-А (класса Андрея Георгиевича), Катьки Сасоровой. С Катькой Сасоровой и ее одноклассниками Андрюшей Юдиным и Ларисой я подружилась еще за год до этого. У Катьки были прекрасные способности к математике. Андрюша был умный, правильный и аккуратный: иногда Катька помогала делать ему кое-какие задания на контрольных, а он за это проверял ей арифметику и делал скучные вычисления. А еще Андрей всегда проверял Катькины сочинения, исправлял в них ошибки – особенно с запятыми худо было дело. (Андрей говорил, что не надо таких заковыристых предложений в сочинениях выдумывать, не будет и проблем с запятыми).
В общем, не ладилось у Катьки с сочинениями. Помню, когда она поступала на Мехмат МГУ, больше всего переживал именно из-за сочинения (в 1986-м еще во всех вузах сочинения оценивались по пятибалльной системе, а не зачет-незачет, как с нашего года сделали для вузов не гуманитарных). Но ей повезло: попалась про Катерину из «Грозы» Островского. Не разумею, в чему дело, но знаю человек пять – шесть – из числа нелюбителей писать сочинения, - для которых на вступительных в институты «лучом света в темном царстве» оказывалась именно Катерина. Хотя никакой она не луч!
Ну а Лариса к математике была холодна. Да и вообще, по-моему, к учебе. Но что-то в ней такое было – особенное. Мы с ней, кстати, виделись последний раз на 60-летии школы, в октябре 2013-го.
Но что-то я опять отвлеклась. Так вот, как-то я пожаловалась Катьке, что Андрей Георгиевич мне снизил на балл оценку за правильное, но не рациональное решение. А мне и самой такое решение не нравится, потому как скучно и нудно я приходила к результату.
Я-то успевала не всегда, да и рисковала – не всегда. У Катьки Сасоровой способностей к математике явно больше было. Но олимпиада – не контрольная. Я бросила скучное решение той задачки с параметрами – и вдруг глянула на нее под другим углом. И увидела – и решила, совершенно иначе, коротко, складно и красиво. Так красиво, что прямо, как музыка, как стихи. И сразу поделиться захотелось решением. Тем более, тут записка пришла от Иры Якадиной: «Катя, а ты 3-ю и 5-ю задачи сделала?». А я 5-ю не сделала – и не хотела делать, «не моя» задача. Так и ответила: 3-ю – да, 5-ю – нет. И Ира предложила мне «меняться»: она мне решение 5-й, а я ей окончание решения 3-й – после такого-то нудного преобразования, где она завязла. Я от 5-й задачи отказалась, а про 3-ю сказала, что могу дать решение, но совсем другое, без этой нудятины. Но тут уже отказалась Ира. У нее тоже были свои принципы: одно дело – честный обмен, другое дело – «пожертвования», слишком уж похожие на «милостыню». А уж кто – кто, Ира Якадина ни в чьей милостыне не нуждалась. Это я сейчас понимаю. А тогда о таких тонкостях и не думала. Просто хотела поделиться. А четвертая задача была геометрическая. Очень мне хочется вспомнить ее условие (причем много лет уже хочется, особенно, когда математику преподавала) , так как задача , похоже, и впрямь была интересная. Но, увы, увы, увы… Что-то там про прямоугольный треугольник было – и как-то надо было выбирать точку на гипотенузе (или не на гипотенузе, а на высоте, на нее опущенной – или не на высоте), чтобы периметры неких получившихся треугольников соответствовали чему-то: то ли минимальными были, то ли максимальными. Точно речь шла не о площадях – площади изучали только на следующий год. Задачка была не на построение, но по логике рассуждений – похожая: всякие там варианты, исследования. Ужасно я любила задачи на построение. И ее я смаху решила: красиво – и необычно. И сдала свою работу, хотя время еще оставалось. Ну, не хотелось мне мучиться над нерешенной «не моей задачей», приглушать в себе музыку творчества! А хотелось поделить с кем-то, кто наверняка поймет! И я стала ждать не Антона, не Ольгу, а именно Катьку Сасорову (а заодно и Андрея Юдина). Они же еще целый урок олимпиаду писали. И дождалась, и не ошиблась! Катька оценила. Придя домой, я стала доводить этой задачкой про треугольник, как некогда стихами Марины Цветаевой Лёньку Бермана, - маму, Валерия Павловича, родственника дядю Лёву (пилота самолета, между прочим), который приехал в гости из Челябинска. В какой-то мере – но далеко не в полной – заинтересовался только дядя Лёва. А я – я злилась, что они как глухие прямо, не слышат этой сладостной музыки… …Потом я категорически отказалась ехать на районную олимпиаду. Кажется, у меня были какие-то дела в это время в районном пионерском штабе. Андрею Георгиевичу до районных олимпиад дела не было (как и до районных пионерских штабов). А Елена Львовна осталась мною страшно недовольна. Тем более, вместо того, чтобы сказать про штаб, я зачем-то заявила ей, что математика меня больше не интересует, так как я хочу стать писателем (?!). Вот именно писателем, а не поэтом. Почему и зачем сказала? Так уж вышло. И оказалось, что правильно.
Следующая страница: Подсказки на уроках математики
|
© Фонд Екатерины Польгуевой, 2020-2022 | о проекте карта сайта |