Биография За секунду до взрыва На бегу На той и этой стороне |
За секунду до взрываИз школьных тетрадей (1984-1990)Начала и концы (1990-2000)«Не называй по имени беду...»«Прощай, мое ласковое солнце...»«Давай увидимся. Пусть будет все не так...»Отец«Отголоски детских снов». Поэтическая тетрадь«Юный человек». Поэтическая тетрадь«Рига». Поэтическая тетрадь«Возвращение». Поэтическая тетрадь«Хмурый город». Поэтическая тетрадь «От октября до октября». Поэтическая тетрадь «В плену звенящих слов». Поэтическая тетрадь«Здравствуй, брат!». Поэтическая тетрадь «Фонарь на ветру». Поэтическая тетрадь Двухтысячные (2000-2010)На бегу (2010-2018)На той и этой стороне (2019-2020) Книга «На той и этой стороне» Купить в магазинах Переводы с сербскогоРассказикиВидео |
Екатерина Польгуева. Школьные дневникиВесна 1986. Дом на СемёновскойОпубликовано 6 марта 2017 Весной 1986 года я «подружилась» с одним взрослым человеком, общение с которым оказало на меня огромное влияние. Хотя я ему своих стихов не приносила (а, может, как раз благодаря этому), «что-то такое» он во мне разглядел. Речь о Маркином отце – Юлии Наумовиче, его я по-малышовому называла тогда «дядя Юлий». Юлий Наумович был крут: темные с проседью волосы, треугольная борода – и трубка, самая настоящая трубка. Он был как пират из приключенческой книжки. И так подходил этому дому на Семеновской, этой квартире, где я тогда бывала относительно часто. Со скрипучими паркетными полами и высокими потолками, что, впрочем, не отличало ее от нашей коммуналки – и с эркером в большой комнате, и близким перестуком поездов, что отличало. Как и тот факт, что эта квартира коммунальной не была. Мне особенно нравилось, что в перестук трамвайных колес (под окнами нашего дома на Первомайской тоже ходили трамваи) вплетались гудки поездов настоящих, идущих в дальние страны. На самом-то деле, какие там дальние страны, поезда шли по Московской окружной железной дороге. Да и Марка моих восторгов по поводу железнодорожного соседства не разделяла. Но мне все равно нравилось. А главное, в этом доме все было живое и настоящее. Захотелось Марке научиться играть на фортепьяно, появилось пианино. Проигрыватель и пластинки здесь были для того, чтобы слушать; книги - для того, чтобы читать, а не создавать антураж. И сколько же их было – книг, а главное – каких. Я просто проваливалась в эти полки. Нет, главное, не это. Главное, что Юлий Наумович мне, девчонке-сполюшке, давал их читать домой – все, что захочу. Ну, или почти все. Не дал только одну (хотя я ее и не просила, но об этом чуть позже). Не было у него ревнивой боязни библиомана, что, вот, зачитает – не отдаст. Справедливости ради, я зачитала только одну – и уже после школы. Не отдала сборник стихов Рильке в 1992-м, когда Маркина семья уезжала в Штаты.
Но до этого в майские дни 1986-го была еще целая вечность. Помню, как на Маркин день рождения, 7 мая, все вдруг сорвались танцевать под тогдашнюю модную попсу. А я оставалась за столом и, воспользовавшись моментом, налегала на половинки яиц с красной икрой. Горько про себя сетуя, что яйца такие маленькие. Вдруг увидела, что на меня смотрит Юлий Наумович – и ужасно смутилась. Свинство все же: народ танцует, а я в одиночку жру красную икру, которая для всех гостей. Могла бы краснеть – сама бы покраснела, как та икра. Только не краснею я от стыда. Но Юлий Наумович и так догадался – и подбодрил:
Потом разговор как-то незаметно перешел на стихи. Может быть, я заговорила о том, как мы готовимся к концерту, о стихах о войне. И даже, уже не помню в связи с чем, завязался какой-то спор:
Теперь знаю: можно быть поэтом одной темы, даже поэтом одного стихтворения. Случается так. И это уже много. А Константин Симонов, действительно, поэт средний (он и в стихах все равно прозаик). Зато он написал одно из великих стихотворений о той войне: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». И вообще как-то так получилось, что великие стихи о той войне написали поэты не великие. Во второй половине мая мы после уроков собрались у Марки втроем: делали поздравительную стенгазету к Последнему звонку 10-класников (моих 10-классников!). «Мы» - это, естственно, сама Марка, я и Женечка Свиридов. Что за газета, совершенно не помню. Особенно о своей роли: ни хоть сколько-нибудь сносно писать – в смысле почерка, ни рисовать я не умею. Какой-то я стишок для газеты той написала, помню даже обрывки двух строчек: «… Зелено, что юно. Но этот недостаток со временем пройдет». Стишок могли оформить в газете и без меня. Но мне, наверное, просто хотелось в замечательную Марину квартиру, поближе к замечательным книгам Юлия Наумовича.
Засиделись мы допоздна. И опять Юлий Наумович рассказывал и показывал книги (причем только мне, а не Марке и Жене, и для меня такая «избранность» была предметом гордости).
Еще кругом ночная мгла.
Ровно два года спустя, в июне 1988-го, уже во время каникул после 9 класса, я буду лениво валяться дома – с упоением читать опубликованный в «Новом мире» роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», заедая упоение молодой картошкой в масле (сейчас такой молодой картошки нет в принципе, ну если только со своего огородика, но у меня нет своего огородика) – и боясь случайно замаслить страницы журналов, хотя они и мои.
А в тот вечер, когда мы возвращались по домам, к нам с Женечкой в трамвае привяжется милиционер. Мы сначала очень удивимся, решив, что молодому мильтону зачем-то потребовались наши проездные (а они у нас были). Но он прискребся к нам по другому поводу. И тридцать с лишним лет назад то вводили, то отменяли «комендантские часы» для подростков. Мне 14, Жене 13, оба в школьной форме. Я – с комсомольским значком, Женечка – в пионерском галстуке. На вид такие юные ботаники. (Я и впрямь занимаюсь в геоботаническом кружке, хотя последние месяцы занятиями манкирую. Но слово «ботаник» в нынешнем его смысле узнаю только в 10 классе, от одного парня из другой школы. Так он назовет меня – и я очень удивлюсь, откуда она узнал, что я в средних классах ботаникой интересовалась.) Времени – около одиннадцати вечера, но даже еще не стемнело окончательно. Юные ботаники оказались наглыми и языкастыми – видимо, более наглыми и языкастыми, чем милиционер. Он, похоже, пожалел, что с нами связался – и отстал. Я была рада, что отстал, потому что в голове у меня звучало пастернаковское (да, в очередной раз повторю, стихи я запоминала легко и быстро):
Жизнь вернулась так же беспричинно,
Седьмой класс я кончила невиданно плохо для себя. Даже с одной тройкой – по химии. По алгебре, геометрии и матаналтзу были «четверки». Причем, по матанализу еще и исправлять пришлось. В первом полугодии был трояк. Именно к этому трояку прискребся одноглазый старик на Совете ветеранов в райкоме ВЛКСМ, когда я вступала в Комсомол. Тогда приняли решение, что все вступающие должны проходить Совет ветеранов. «Без троек учитесь?» - спросили нас все скопом. Со мной были восьми- и даже девятиклассники – и далеко не все учились без троек, но все закивали. А я была честная – и честно сказала: «У меня «три» по матанализу». Это было из-за Артека, где матанализа не было, почему я и отстала. Уточнять я не стала, конечно, а дед на меня набросился, будто я преступница. Так обидно стало, почти до слез.
Помню какое-то утро уже в самом конце мая: я просыпаюсь, и вспоминаю, что в школу не надо, уроки кончены до сентября. А через неделю мы уезжаем в ЛТО (лагерь труда и отдыха, если кто не знает), в подмосковный совхоз Бояркино. В Бояркино очень хотелось: еще бы, кто не ездил в Бояркино, тот вроде как и не 444-й до конца. К тому же с нами поедет Людмила Федоровна, которая вообще-то уходит из нашей школы. Но это когда еще – только осенью.
В Бояркино я напишу первые свои стихи, которые мне нравятся до сих пор.
Глазами ребенка
Злые языки и злые толки…
5.04.1986
Я боюсь бездействия и смерти,
17.05.1986, геометрия. Следующая страница: Весна 1988. Бессонница
|
© Фонд Екатерины Польгуевой, 2020-2022 | о проекте карта сайта |