Биография За секунду до взрыва На бегу На той и этой стороне |
За секунду до взрываИз школьных тетрадей (1984-1990)Начала и концы (1990-2000)Двухтысячные (2000-2010)На бегу (2010-2018)На той и этой стороне (2019-2020) Книга «На той и этой стороне» Купить в магазинах Переводы с сербскогоРассказикиВидео |
Екатерина ПольгуеваПолина Волович и её книга «Я пишу тебе письма…»Вчера я купила поразительную книжку: Полина Волович «Я пишу тебе письма… Сборник стихов и прозы». Чудо, что это книга есть. Это больше, чем книга. Это овеществленный – словами – кусок жизни человека, когда эта самая жизнь имеет самую большую плотность, когда в нее вмещается столько, сколько, казалось бы, не может вместиться по законам природы. И никогда больше не вместится. Потому что у законов отрочества своя природа. Одни, вырастая, забывают об этом напрочь. Им не нужно (хотя нет-нет, да оказывается, что необходимо). Для других та жизнь внутри жизни оказывается самой важной, сколько бы ни прошло лет. Но постепенно вместо ее ощущения остаются только воспоминания об ощущениях. И еще понимание. Только понимание не заменяет ощущений. И со временем все сложнее отделить то, что и впрямь было тогда, - от того, что потом намечталось, точнее – нанастольгировалось.
Детство – родина, на которую не вернуться. Материальных свидетельств существования этой родины остается немного: старые фотографии, старые книги, старые письма. У некоторых – старые тетради со стихами, дневниками, заметками, написанными тогда. Теперь – старые блоги. Но там все устроено так, что посты быстро уходят вниз, забываются, пропадают, а электронные письма куда более иллюзорны, чем бумажные. Впрочем, и материальность бумаги не помогает. Для кого-то она ничего не стоит, макулатура, хлам, в лучшем случае, - занятные свидетельства прошлой жизни. Для других… О, для них это драгоценность – из той, истинной жизни. Но той истинной – уже нет, а из сегодняшней ты разучиваешься видеть ее тогдашними своими глазами. Ты помнишь себя – того, настоящего, и уверен, что жизнь твоя, и ты сам в 15 лет были глубже и загадочнее, чем отпечатались в дневниках и стихах. В 20 лет ты этих стихов не помнишь, потому что написал другие, куда более совершенные. В 25, вспомнив и перечитав, до одури стыдишься и прячешь, куда подальше. Или рвешь на мелкие кусочки от стыда, как я порвала свои дневники, что вела в старших классах. В 40 лет начинаешь отбирать самое достойное, самое совершенное по форме из того, то сохранилось. Может, оно и впрямь достойно и совершенно, по крайней мере, более совершенно, чем не отобранное (которого по-прежнему, хотя уже и не сильно, стыдишься). Но это только осколок того мира и той жизни, в нем кое-что отражается. Да самого-то мира во всей его полноте – нет. Книжка Полины Волович «Я пишу тебе письма» - насколько вообще возможно, полное и живое воплощение мира растущего человека, человека на переломе времен. Именно этой полнотой, а не отдельными стихами или рассказами она ценна. Это письма всем, кому важно и нужно, с той самой безвозвратно потерянной родины, написанные обитателем этой земли, там живущим. Большое несчастье, что эта книжка появилась на свет, потому что ее автора – 15-летней Полины, - больше нет. «Родилась 9 октября 1999, умерла 11 января 2015-го». «1 января Полина ушла с классом в поход. 7 января вернулась в прекрасном настроении. 8-го мы собирались пойти в кино. Но 8-го утром у нее поднялась температура, ее забрали в больницу. 11 января Полина умерла», пишет в послесловии к книге ее отец.
За этой занавеской ходят люди
Начало стихотворения 13-летней Полины «Окна». В ее окне больше не будет ничего нового. И, как ни страшно, именно поэтому занавеска открылась – и появились Полинины рассказы, стихи, заметки и комментарии из блога (которые точно так же важны, как стихи и рассказы, если не важнее). Исполнись Полине 19 (а ей было бы сейчас как раз 19) – она бы как раз вошла в стадию: «Боже, как это наивно, примитивно и несовершенно». «Коряво, знаю. И вообще, наверное, не очень. «А зачем тогда выкладывать?», - спросите вы. Просто», комментирует Полина одно из своих стихотворений. Угу, в 13 лет – просто. Хотя мало кто в 13 лет чует, что корявые строки могут быть важнее, а по высшим счетам – прямее более совершенных словесно. Но потом до этого понимания вообще мало, кто добирается. Десять лет
2013
Не мы такие, а жизнь такая.
19 марта 2013 Что же, в 2023-м, через десять лет, может быть, и президент останется прежним (а может, и нет). Для Полины 2015-й толком так и не начнется, а остальных – вовсе не будет. А «мы» и «жизнь» останемся такими. И 30 лет назад были «такими» - и 300. Только свидетельств этому – чудесных и безыскусных одновременно – остается мало. Потому что дети-поэты, вырастя, думают, что вырастают и из своих детских стихов. Наверняка так же и дети-художники, и дети-композиторы. А взрослые так чувствовать и писать разучиваются. (Полина выросла бы - и стала писать прозу. Наверняка! Как ни бесплодны подобные гадания. Стихи она не отделывает, а вот ее рассказы написаны весьма искусно.) Маленький принц
Маленький принц, что угодно может случиться,
21 мая 2014 «Комментарии автора: «Это по «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери. Обожаю этого автора и эту книгу. Мне всего 14, так что тоска по детству еще не началась, но появилось ощущение, что я меняюсь, а все остальное остается прежним. Странное чувство… Взрослеть не то, чтобы не хочется, скорее страшно». «Иногда просыпаешься и понимаешь, что тебе от этого мира нужно совсем немного – 5 минут сна и сделанное домашнее задание».
Все умирают во тьме.
4 сентября 2013 Я бы хотела, чтобы этой книги не было, а Полина – была. Но мир наш не по нам. Потому-то и мы такие – и жизнь такая. А впрочем, какое чудо, что книга эта все-таки есть. 2.02.2019 Следующая страница: Прочитала «Маленькую страну» Гаэля Фая
|
© Фонд Екатерины Польгуевой, 2020-2022 | о проекте карта сайта |